Чувства и эмоции

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Чувства и эмоции

              Зачем человеку нужны чувства и эмоции?

  Чувства — обобщающее название для целого ряда психиче­ских явлений. В повседневной жизни мы говорим о чувстве голода, жажде, боли; приятном и неприятном; усталости, бо­лезни и здоровье; радости и печали, любви и ненависти; ужа­се, стыде, страхе, восторге, сострадании; отчаянии и блажен­стве и т.д. Чувства охватывают, таким образом, множество явлений, отличающихся по своей длительности и силе, уров­ню, характеру и содержанию — от кратковременного до про­должительного, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства. Все чувства делятся на аффекты, эмоции, собственно чувства, настроения и стрессовые состояния.

   Аффекты - это особые состояния человека. Они захватыва­ют его целиком, подчиняют себе все его мысли и движения. Они всегда привязаны к конкретной ситуации, проходит ситу­ация, исчезает и аффект. Он очень силен, но непродолжителен. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицатель­ными. Положительный аффект связан с духовной близостью, привязанностью, любовью и восприимчивостью, когда члены семьи проявляют взаимную заинтересованность и отзывчи­вость. Об отрицательном аффекте мы говорим, когда в семье царят холодность, враждебность и отторжение в отношениях людей. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональ­ной поддержке, сопереживанию и пониманию. Аффекты, как правило, препятствуют разумности поведения.

                    Самыми распространенными эмоциями являются «уход в себя» и чувство одиночества. Мы часто скрываем свои чувства от других, становясь еще более одинокими, и происходит это тогда, когда чувства необходимо наиболее активно выражать.

                       Если вы испытываете чувства паники, страха, угрозу или давление, необходимо дать выход своим чувствам. Подавлен­ные чувства и загнанные глубоко внутрь эмоции сказываются на вашем физическом и психическом здоровье. Как часто мы сидим с улыбкой на лице, когда внутри все кипит? Чтобы ос­таваться здоровым и полным энергии, необходимо поддержи  

вать положительные эмоции и не позволять отрицательным взять верх. Для того чтобы достичь этого, свои чувства необ­ходимо выражать.

                     Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее их нужно различать. Эмоции — это низший, а чувст­ва — высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эсте­тическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх — это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопе­реживанием. Вы сочувствуете попавшему в беду человеку. В этом проявляется ваше нравственное начало. Чувства - это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Они могут стать чертой характера. Например, о завистнике говорят как об особом типе человека. Правда, и трус — тоже оп­ределенный тип людей. Он всего или многого боится. Значит, страх тоже может стать чертой характера? Страх, как временное состояние, испытывают все люди, даже самые храбрые. На вой­не, говорят, страх помогает сохранить бойцу жизнь. Но нельзя дрожать постоянно, сделать страх чертой характера и постоян­ным чувством, через него воспринимать окружающий мир.

                Далеко не всех людей постоянно испытываемый страх пре­вращает в трусов. Мания преследования основана на постоян­ном страхе, что за тобой кто-то крадется, тебя кто-то хочет Убить, отравить или задушить. Мании подвержены не только психически больные люди, но и некоторые выдающиеся пра­вители. А как вы думаете, почему?

                       С помощью чувств мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуй­ста» или «спасибо», то надеемся смягчить собеседника, вы­звать его расположение, задобрить.

             Разнообразие мира чувств называют душевным богатст­вом. Отзывчивость, сострадание, сопереживание, чистосер­дечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и пережи­ваниях, относится к человеческой душе.

                Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в милицию, попадание в зависимость от наркотиков или алко­голя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с од­ной или несколькими проблемами, либо имеют близких дру­зей, которым приходится такое пережить. Приведем список различных жизненных событий, которые, как правило, вызы­вают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия на подростков: смерть члена семьи, развод или разъезд родителей, проблемы в школе, с милицией, с родите­лями и друзьями, со здоровьем, попадание в зависимость от наркотиков, потеря работы, разрыв с другом или подругой, болезнь близкого человека, потеря любимого животного...

 

 Подведем итоги

                Дополнением к психологическому портрету являются индивидуальные способности, интеллект, а также чувства и эмоции личности. Чувствительность, эмоци­ональность и возможность управлять этими качества­ми своей личности зависят от характера человека.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".